Разбор компьютерных кулеров
Разбор компьютерных кулеров
Обычно внутри системного блока устанавливается минимум два кулера, один из которых накрывает процессор, а второй отвечает за выдув воздуха из корпуса. Каждый такой вентилятор имеет свои особенности и в принципе работы, и в строении, однако в целом их конструкция очень схожа. Как и любой подобный механизм, кулер со временем начинает работать хуже или вовсе ломается. В связи с этим появляется надобность в разборке данного оборудования. Давайте детально разберем поставленную задачу.
Разбираем компьютерный кулер
Как правило, компьютерные кулеры не отправляются в ремонт, поскольку они стоят относительно дешево и рациональнее будет прибегнуть к полной замене комплектующего. Чаще всего разборка необходима тогда, когда требуется смазать механизм для нормализации вращения ротора. Поэтому дальнейшие инструкции будут ориентированы именно под эту цель.
Сразу хочется отметить, что существуют процессорные кулеры, которые не разбираются. Вы поймете это при попытке добраться до самого механизма, столкнувшись с цельной пластиковой оболочкой. В таком случае смазывать вентилятор становится сложнее. Мы рекомендуем после получения доступа к вентилятору (далее мы расскажем о том, как это сделать) перевернуть его задней стороной и проделать в пластике точно по центру отверстие небольшого диаметра, куда можно было бы залить масло. Вы не нанесете вред составляющим устройства и выполните нужную процедуру.
Сейчас давайте приступим непосредственно к работе с разборными кулерами.
-
Если вы имеете дело с процессорным кулером, сначала его потребуется извлечь из корпуса. Детальное руководство по этой теме читайте в другом нашем материале по следующей ссылке.
При надобности снимите основную вертушку с охлаждающей пластины, если таковая присутствует.
Получив доступ к лопастям, нужно проникнуть внутрь самого механизма. Для этого снимите наклейку и при помощи подручных средств вытащите резиновую заглушку, располагающуюся по центру.
Вам будет трудно определить место разреза шайбы без иголки. Воспользуйтесь ею, чтобы пройтись по поверхности шайбы. Так вы отыщете разрез, сможете через него поддеть диск и он сам выпадет из посадочного места. Выполняйте этот шаг с особой осторожностью, чтобы не повредить и не потерять шайбу, поскольку без этого элемента вентилятор не заработает, придется приобретать новый.
Под шайбой находится резиновое кольцо, в большей мере выполняющее защитное и стабилизирующее свойство при вращении лопастей. Извлеките эту прокладку и после этого сможете вынуть саму крыльчатку. Если ваш кулер проработал достаточно долгое время, резинка будет повреждена или изношена. Избавьтесь от нее, однако не забывайте, что вентилятор скоро придется заменить. Без такого кольца лопасти будут шуметь даже при вращении не на полной мощности.
Поздравляем, вы получили доступ к подшипнику и дальнейшее смазывание должно пройти без каких-либо трудностей. Сборка кулера осуществляется в обратном порядке. Не забывайте установить обратно резинки. С креплением обычного вентилятора разобраться будет не сложно, а в ситуации с с процессорным советуем обратить внимание на статью по следующей ссылке.
Что касается магнитных кулеров, сейчас они только набирают популярность и рядовые пользователи редко приобретают такие модели. Смазывать их не нужно, поэтому разборка необходима только в крайне редких случаях. Если вы никогда не сталкивались с таким процессом, лучше обратиться в сервисный центр.
Отблагодарите автора, поделитесь статьей в социальных сетях.
Почему в компьютере шумит кулер — как это исправить
Попробуем разобраться почему в компьютере шумит кулер, узнаем как это исправить и устраним шум вентиляторов своими руками.
Высокий уровень шума компьютерных вентиляторов довольно распространенная проблема и часто возникает на старых системах с плохой или непродуманной вентиляцией. Если компьютер давно не чистился от пыли, то рекомендую начать с этого. Затем узнать как поменять термопасту на процессоре и видеокарте. Но иногда проблема кроется в недостаточной смазке кулеров. Тогда потребуется смазать вентилятор, делается это просто, но возможно, потребуется разобрать его.
Чем смазать кулер компьютера чтобы не шумел
Можно использовать недорогой ЛИТОЛ, однако рекомендую масло для швейных машинок или воспользоваться качественной силиконовой смазкой для вентиляторов.
Литол: при его использовании нужно понимать, что придется полностью разбирать вентилятор. Снимать запорную шайбу, вынимать подшипники скольжения, отсоединять крыльчатку. Потом все почистить от старой смазки, пыли и только затем смазывать ходовые части вентилятора.
Качественная смазка: а вот силиконовая смазка для кулеров — это специальная синтетическая основа. Она не имеет в составе вредных веществ и подходит для любого вентилятора с подшипником скольжения. Примерно такие же свойства имеет масло для швейных машинок.
Солидол: оказывает то же действие на движущиеся детали вентилятора, что ЛИТОЛ. Использовал его неоднократно и скажу — Литол24 или ЛитолLUXE использовать, для смазывания кулеров, будет лучшем вариантом, после смазки на основе силикона.
Как смазываются вентиляторы в компьютере
Для смазывания и устранения дребезжания или шума достаточно отклеить этикетку, снять колпачок и закапать в отверстие немного силиконовой смазки из шприца, все, работа сделана. Если используется солидол или литол, придется разбирать вентилятор и очищать внутреннюю часть от налипшей грязи и старой смазки.
Хотя бывает, что вентилятор все равно шумит, даже после свежей порции смазки. Читаем ниже, чтобы узнать как это исправить, еще там есть обучающий видеоролик, на тему разборки несъемного кулера. Хорошо хоть, что при использовании качественного силиконового масла, процедуру смазывания приходится повторять, не чаще, чем раз в году.
Чем нельзя смазывать вентилятор
Нельзя смазывать вентилятор маслом, имеющим в своем составе животные или растительные жиры. Иначе есть риск поломки компьютера из-за короткого замыкания или перегрева.
Кулер в компьютере можно еще смазать другой синтетической смазкой, но прежде чем использовать ее убедитесь, что она выдержит температуру более 90 градусов и не имеет электропроводности.
ЛИТОЛ всему голова!
Если не слишком сильно раздражает временный специфический запах, тогда делаем выбор в пользу Литола LUXE. Главное его преимущество в том, что он дешев и продается в любом хозяйственном магазине. Еще можно поискать его в магазине запчастей для автомобиля и друга, у котороего есть велосипед, можно немного одолжить.
Как выглядит подшипники вентиляторов
Подшипник скольжения выглядит как силиконовый кружочек, оранжевого или черного цвета, иногда встречаются цельнометаллические.
Не следует путать цельнометаллический подшипник скольжения с подшипниками качения, которые внешне могут быть похожи. Ведь последние не смазывают, а заменяют новыми.
Когда стоит подшипник качения, повторяю, смазывать его не нужно, это бесполезно, он все равно будет дребезжать. Нужно почистить лопасти и внутренние части от пыли. А сам подшипник ватной палочкой протереть, можно смоченной в спирте, потом собрать «вертушку».
Все равно дребезжит? Тогда заменить подшипник на исправный, приобретаем по ссылке выше. Или покупаем новый вентилятор если на опорном стержне образовались невидимые глазу насечки, определяем по шороху при вращении собранной крыльчатки.
Как разобрать и смазать кулер на видеокарте, процессоре и блоке питания
Приступим, с начала вскройте крышку системного блока и вытащите плохо работающую «вертушку» из компьютера. Затем отклейте наклейку и тут мы подходим к самому ответственному моменту — вытаскиванию запорной шайбы.
Поддеваем ее отверткой или пинцетом на вентиляторе у которого есть специальное отверстие. А если отверстия для подачи смазки нет, такого как на изображении ниже. Придется вытащить крыльчатку, делается это просто, главное не отломать лопасти. Уперев большие пальцы в центр «вентиля», начинайте выдавливать крыльчатку до разъединения (помогает на видеокарте).
Справились, отлично, переходим к следующему этапу. Вытягиваем крыльчатку, подшипники, которых обычно два и отлаживаем в сторону, не потеряйте детальки. Теперь мы видим, какие у нас подшипники, качения или скольжения.
Когда кулер в компьютере шумит из-за подшипника скольжения, то исправить данную ситуацию нам поможет, как правильно подобранная смазка, так очистка от пыли и прежнего слоя жира с помощью ацетона или спирта, потом собираем все в обратном порядке, как было. Ну а когда беспокоит именно повышенный шум, тогда рекомендую проверить температуру основных элементов в системе программой AIDA 64.
Видеоролик на тему смазывания вентиляторов
Что-то не поняли, не беда, смотрим видеоролик на тему разбора и смазывания «вентилей» компьютера в домашних условиях.
Если шумит кулер блока питания
При доносящимся из блока питания шуме, нужно его разобрать и почистить, главное отсоединить от сети. Потом вытащить из пазов все провода MOLEX, SATA, PCI-E и остальные. Теперь положите его решеткой к верху, открутить четыре винтика по бокам лицевой стороны блока. Остается снять крышку и наконец, пройтись баллончиком со сжатым воздухом или кисточкой.
Так мы устраним основную причину почему шумит кулер блока питания, при дребезжании еще потребуется добавить смазки в вентилятор. Далее нужно собрать как было, закрепить на место провод питания 120 мм «вентиля» и проверить. Не помогло, значит ищем причину и просвещаемся дальше, друзья.
Почему в компьютере шумит кулер — как это исправить: 3 комментария
А чем литол или солидол хуже масла для швейных машинок? Я обычно добавляю в смазочное отверстие каплю, раскручиваю и все, работает как новенький. Но в последнее время появилась проблема, кулер снова начинает дребезжать через несколько недель, в чем может быть проблема?
Масло для кулеров или швейных машинок жиже, а значит можно не разбирать вентилятор на отдельные части для смазывания. Достаточно влить пару капель и прокрутить крыльчатку, масло само распределится как нужно. А вибрация кулера в корпусе, означает, что вентилятор пора полностью разобрать, почистить, обезжирить и смазать, например Литолом.
Как разобрать и смазать кулер
процессора, видеокарты и блока питания компьютера
Увеличение акустического шума, исходящего из системного блок компьютера обычно связано с нарушением работы вентиляторов (кулеров) охлаждения процессора, видеокарты или установленных в корпусе системного блока. Сначала шум появляется в момент включения компьютера и через пару минут исчезает. Шум пропадает, так как смазка на оси крыльчатки от ее вращения разогревается, делается более жидкой и проникает в подшипник. Но со временем шум становится постоянным, так как вся смазка израсходовалась. Если появился шум, необходимо срочно смазать подшипник кулера, иначе он износится и придется заменять кулер новым.
Смазывать подшипники кулера нужно машинным маслом. Пробуя разные смазочные материалы, опытным путем я нашел лучшую для подшипников кулеров смазку заводского или самостоятельного приготовления. Если нет под рукой никакого масла, то сгодится пара капель моторного масла, взятая со щупа проверки уровня масла в двигателе автомобиля.
Смазка подшипников качения (шариковые) и скольжения кулера не всегда приводит к успеху, если шум идет из-за физического износа оси, втулки, обоймы и шариков. В этом случае добиться положительного результата получится только на короткое время. Если же кулер шумит или медленно вращается (кстати, одна из причин замедления быстродействия компьютера и зависания в целом в результате перегрева процессора) из-за высыхания или запустения смазки, то новая смазка продлит срок эксплуатации кулера, как минимум вдвое.
Как разобрать кулер компьютера
Кулеры, установленные для охлаждения процессора, блока питания, видеокарты по конструкции устроены одинаково. Только отличаются способом крепления, габаритными размерами и производительностью. Поэтому разбираются и смазываются любые, установленные в компьютере кулеры по одинаковой технологии.
Чтобы смазать кулер его необходимо снять с радиатора и разобрать. Без снятия кулер смазать невозможно, так как сторона доступа к месту смазки обычно прижата к радиатору. На радиатор процессора кулер зачастую крепится на защелках, которые на первый взгляд незаметны. Об одном из распространенных вариантов крепления кулера на радиатор процессора можете почитать в статье «Как снять кулер с радиатора процессора».
Чтобы разобрать кулер для смазки, нужно со стороны, к которой подходят провода, аккуратно отклеить этикетку, которая приклеена липким слоем. Отдирать ее, чтобы не повредить, следует медленно.
В некоторых образцах кулеров установлена резиновая пробка. Для того чтобы ее вынуть, нужно поддеть пробку за край острым инструментом и извлечь. Это легко сделать, так как пробка просто вставлена с натягом.
Крыльчатка в корпусе кулера удерживается плоской пластиковой разрезной шайбой, зафиксированной в проточке оси. Для того, чтобы вынуть крыльчатку для смазки подшипника эту шайбу нужно снять.
Извлекать шайбу надо очень осторожно двумя инструментами. Разрез на глаз незаметен и нужно иглой, слегка надавливая, вести по кругу шайбы, пока не зацепите за место разреза. Маленькой отверткой прижимаете шайбу рядом с местом разреза с одной стороны, а шилом или иголкой поддеваете за другую сторону от места разреза и извлекаете по кругу шайбу с паза.
Делать эту операцию надо осторожно, чтобы не поломать и не потерять шайбу. Случается она улетает и приходится долго искать. Без этой шайбы кулер работать не сможет, так как крыльчатка не будет закреплена.
Извлекается резиновое колечко и вынимается крыльчатка. С ее оси снимается еще одно резиновое колечко.
У давно работающего кулера резиновые колечки могут быть полностью истерты и на месте их установки остались только продукты износа. К сожалению, такие резиновые колечки как запчасти не продаются, а без них даже смазанный подшипник кулера может издавать шум из-за продольного смещения оси крыльчатки во время работы. Если есть старые кулеры, можно попробовать колечко снять с них, может они уцелели. Обычно большему износу подвергается резиновое кольцо, установленное у фиксирующей шайбы, так как при работе кулера все давление ложится на него.
Если в кулере уцелело одно из колечек, то его нужно при сборке кулера установить на ось крыльчатки перед фиксирующей шайбой. В таком случае вполне возможно кулер будет работать тихо. В противном случае придется смириться с шумом или заменить кулер новым. Как заменить кулер, в том числе и нестандартных, о переделки разъема для подключения к питанию и цветовой маркировке проводов подробно изложено в статье «Как заменить кулер процессора, видеокарты, блока питания компьютера».
Как смазать кулер
Прежде, чем наносить графитную смазку на поверхности подшипника кулера нужно салфеткой, смоченной любым растворителем, удалить старую смазку и продукты износа подшипника, особенно тщательно из отверстия втулки подшипника. Тонким слоем на трущиеся части подшипника кулера наносится свежая графитная смазка, и кулер собирается в обратном порядке.
Если этикетка порвалась или не хочет прилипать, то скорее всего на поверхность корпуса кулера попала смазка. Нужно удалить ее растворителем. Если наклейка порвалась или клейкий слой потерял клеящие свойства, то вместо нее можно наклеить скотч, чтобы защитить подшипник от попадания пыли.
Графит сам по себе является смазкой потому, что его кристаллы чешуйчатые и плотно покрывают поверхность тонким слоем. Масло выполняет скорее связующую графит функцию. Нанесение самостоятельно изготовленной графитной смазки на изнашивающиеся поверхности подшипника, в сочетании синтетического машинного масла и графита обеспечит длительный срок работы кулера без замены и технического обслуживания.
Самостоятельное приготовление графитной смазки для кулера
Для приготовления графитной смазки нужно взять несколько капель синтетического машинного масла и добавить в него порошок графита. Тщательно перемешать до однородной массы. Должна получиться графитная смазка густой консистенции.
Графит для приготовления смазки кулера можно получить, сточив об мелкую наждачную бумагу грифель простого карандаша, или щетки от коллекторного электродвигателя. Некоторые щетки сделаны из смеси графита и угля. Поэтому если Вы не уверены, что щетка графитная, то лучше такую щетку не использовать. Конечно, лучше всего применять для смазки графитную промышленного изготовления.
Из чего изготовить разрезную пластиковую шайбу
Где найти для замены резиновое кольцо
По электронной почте мне пришло письмо, в котором посетитель сайта Василий поделился своим опытом ремонта кулеров. Его советы мне понравились, полагаю, что они пригодятся многим, кто столкнется с ремонтом кулера.
Часто приходится заниматься ремонтом кулеров и решил поделиться опытом:
✔ Если потерялась или поломалась разрезная пластиковая шайба, то её можно сделать из пластиковой карты проездного билета, главное подобрать карту подходящей толщины. Подойдут и визитки, которые изготовлены из такого же материала.
✔ Если рассыпалось, порвалось или потерялось резиновое кольцо, то его донором может послужить газовая зажигалка. Подходящее по размеру резиновое кольцо в ней есть под клапаном. В разных моделях зажигалок кольцо разной толщины, так что надо подобрать подходящее. Если попалось кольцо толще, чем надо, то его нужно установить на низ оси крыльчатки, а под фиксирующую шайбу подложить то, что ранее стояло на оси крыльчатки снизу.
Как разобрать и смазать кулер процессора, видеокарты и блока питания компьютера
При работе системного блока можно услышать гул. Многих пользователей компьютеров это настораживает. Поначалу шум возникает в момент включения системного блока, через несколько минут пропадает. Этот шум исходит от одного из кулеров.
Шум исчезает потому, что смазка нагревается и протекает в подшипник, смазывая его. Однако через некоторое время шум становится постоянным, так как смазка закончилась. Если появился шум в кулере, необходимо смазать подшипник. Если этого не сделать, он износится и придется приобретать новый вентилятор.
Смазку подшипников можно произвести при помощи машинного масла. Используя разные виды смазок, я выбрал наилучшую, которая подходит для подшипников. Она может быть, как самостоятельно изготовлена, так и куплена. Если масло отсутствует, можно воспользоваться моторным маслом, пару капель которого можно добыть при проверке уровня в двигателе.
Однако смазка шариковых подшипников (качения), скольжения не всегда дает хороший результат. Так как шум может происходить из-за износа обоймы, оси, втулки. В таком случае смазка снизит шум на некоторое время. Если обнаружено медленное вращение кулера (причина зависания компьютера, перегрева процессора) или шум, вызванные загустением или полным высыханием смазочной жидкости, новая смазка увеличит срок работы вентилятора вдвое.
Как разобрать кулер компьютера
Конструктивно кулеры ни чем не отличаются. Будь то вентиляторы блока питания, процессора, видеокарты. Отличий несколько- это производительность и способ крепления. Разборка, смазка и сборка кулеров происходит в одинаковом порядке.
Для того, чтоб произвести смазку кулера, следует снять его с радиатора, затем разобрать. Без снятия произвести смазочные работы не удастся, так как поверхность со смазкой прижата к радиатору. Если кулер находится на радиаторе процессора, он закреплен при помощи защелок, которые с первого раза не заметны. Прежде чем приступить к разборке кулера, необходимо со стороны, на которой располагаются провода, отклеить эмблему. Она приклеена липким слоем. Отдирать нужно медленно, ничего не повредив.
Некоторые кулеры имеют резиновую пробку. Она извлекается при помощи острого инструмента. Следует только поддеть ее по краям. Это делается при малейших усилиях, так как пробка не приклеена.
Крыльчатку кулера удерживает пластиковая плоская шайба, которая разрезана и зафиксирована в месте проточки оси. Чтоб извлечь крыльчатку, необходимо снять эту шайбу.
Снимать ее придется двумя инструментами. На глаз определить место разреза сложно, поэтому иголкой проходим по поверхности шайбы, слегка придавливая, пока не нащупаем это место. Отверткой прижмем шайбу около места разреза, а шилом или иглой поддеваем другую сторону. После этих действий шайба выйдет из паза.
Эта операция должна быть проделана аккуратно, не сломав и не потеряв шайбу. Бывает такое, что она улетает в сторону, приходится ее искать. Если шайба потеряется, работа кулера будет невозможна. По той причине, что крыльчатку нечем будет прижимать. Далее следует извлечь резиновое кольцо, затем вынуть саму крыльчатку. На ее оси есть еще одно колечко, его тоже нужно снять.
Давно работающий кулер имеет стертые резиновые кольца. Они могут быть, как полностью стерты, так и частично. Зачастую на месте колец остаются изношенные кусочки. Найти резиновые кольца на рынке не возможно, такие мелкие запчасти не продаются.
Смазанный подшипник не прекратит издавать шум, если колец не будет на месте. Так как будет смещение крыльчатки по оси. Можно поискать старые вентиляторы, может на них есть хотя бы одно уцелевшее кольцо.
Зачастую быстро изнашиваются кольца, которые располагаются в месте фиксирующей шайбы. Вся нагрузка при работе возлагается на него. Если есть уцелевшее кольцо, его нужно установить на оси перед шайбой, фиксирующей крыльчатку. Тогда кулер должен работать тихо. Если этого не произойдет, придется привыкнуть к шуму или приобрести новый кулер.
Как смазать кулер
Перед смазкой кулера, возьми салфетку, смочите ее любым растворителем и удалите все продукты износа вместе со старой смазкой. Особенно вычистите насухо отверстие втулки подшипника. На трущие части кулера тонким слоем наносится смазка, сборка производится в обратном порядке.
Если вы обнаружили, что этикетка разорвалась, либо не хочет приклеиваться на место, протрите поверхность кулера, удалив остатки масла. Если наклейка все же не хочет прилипать, приклейте вместо нее скотч. Он защитит подшипник кулера от попадания пыли.
Графит применяется в виде смазочного материала потому, что он имеет чешуйчатые кристаллы, которые в свою очередь обеспечивают тонкое покрытие поверхности. Масло выступает в роли связующего для графита. Самостоятельно приготовленная смазка, нанесенная на поверхность подшипника, обеспечит длительный срок эксплуатации кулера. Так как в ее состав входят графит и синтетическое масло.
Самостоятельное приготовление графитной смазки для кулера
Для того, чтоб самостоятельно приготовить смазку, следует взять пару капель синтетического масла, добавить графит. Все это перемешивается до образования однородной массы. Получившаяся смазка должна быть густой.
Как получить графит?
- Взять простой карандаш и тереть его грифель о наждачную бумагу
- Можно использовать щетку от электродвигателя. Однако, некоторые щетки сделаны из смеси угля с графитом. Поэтому, если есть вероятность, что графит в ней находится не в чистом виде, лучше отложить эту затею.
Лучше, конечно, использовать промышленную смазку.